Главная » Все статьи о Крыме и Тарханкуте » О районе » История

Церковь Святых и Праведных ЗАХАРИЯ И ЕЛИСАВЕТЫ
На берегу Ак-Мечетской бухты в далёком западном уголке Крымского полуострова сохранился уникальный памятник истории, религии и культуры 19-20 веков. Это христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный здесь в 1838 году по проекту архитектора Г. И. Торичелли. Своим созданием он обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семёновичу Воронцову.

Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению церковь не только культовое сооружение, но и чётко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, ведь здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.

И всё же главный замысел создателей храма – сохранение  древних традиций христианства, появившихся на полуострове ещё в первые века нашей эры.

После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной. Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далёкий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.

Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой екатерининской эпохи в Крыму. Архивные данные сообщают о дате постройки церкви – 1838  год.

Здание храма привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте.  Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырёхугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов.

Церковь построена с необычной колокольней – по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проёмах).

Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы; нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а колокольня с полукруглым шпилем являлась доминантом  Ак-Мечети. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины 19 века - православный храм.

Почему именно такой проект заказал Михаил Семёнович Воронцов? Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. Следует также учесть, что М.С.Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре.
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Причт на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за № 3 должен был состоять из священника и псаломщика.

Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М.С.Воронцов и В.С. Попов, направлявшие из своих экономий на её содержание по 100 руб. в год. Имена святых, в честь которых освящён храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя. 

Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (врождённая Браницкая).  Умная, обаятельная, образованная она пользовалась признательностью и уважением окружающих. Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы почти совпадал с днём рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви и Крымская война 1853-1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесённых убытков. Инцидент с церковью в Ак-Мечети был расценен как оскорбление святыни и вплоть до Первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию. Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением; Ярылгач (населённый в 60-х годах 19 века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окунёвка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением-татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байкият, Келегах, Керлеут, Комрат, Костителекойчан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан — 2087 человек. Духовных лиц- 12. Кроме того, в приходе — татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-григорианцев.

С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893-1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков и 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской экономии — около 500 рублей. От местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники-120 руб.

В 1890-1900 годах местное земство построило ряд общественных зданий. Была открыта земская школа, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.

В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.

В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания  Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом: « В виду отказа верующих от пользования церковью и вследствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать её под клуб».

С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание также использовали не по назначению.

С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны храм вновь был открыт. Однако, к 1958-1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане.
 
 
А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Борцовским залом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик.

В конце 80-х годов 20 века отношение к верующим изменилось.

В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в п. Черноморское...» 
Просмотров : 1824. Опубликовано 20.01.10 в 21:39
Хостинг от uCoz